Цыганские похороны

Цыганские похороны

10 Ноября 2014 Цыганские похоронные обычаи потрясают воображение не-цыган. Они существенно отличаются от европейских траурных ритуалов.
Для начала, следует уточнить, что похоронные ритуалы цыган хоть и неким образом схожи с языческими древнеевропейскими обычаями, но на самом деле, основаны на ином духовном фундаменте. А точнее, берут истоки цыганские ритуалы из культа предков и тесно связанны с таким понятием как «нечистота».
Этот принцип, вокруг которого вертится весь цыганский духовный культ, чем-то напоминает  консервативный иудаизм. В традиции цыган, одно из событий в жизни человека, которое считается «нечистым», является смерть. Отсюда выливается и то, что умершие тоже считаются «нечистыми». Кроме самого умершего, есть целый ряд вещей, которые после смерти последнего, так же становятся «нечистыми». У различных цыган и понятия об этом списке разные.
Итак, первым делом нечистой становится одежда, в которой умер человек. Зачастую, становится нечистым и то, к чему умерший прикасался во время смерти. По этой причине, в бедных бродячих семьях, чтобы не лишиться единственной кровати или постели, стариков в преддверии смерти просто перекладывали на землю, дабы они не касались общей перины. И отдельно о перине, ее важность в цыганских семьях была очень значительной, отсюда и считалось, что те, кто не имея перины, спят на земле, постоянно болеют и безвременно уходят из жизни.
Менее распространенным поверьем у цыган было то, что вещи, относящиеся лично умершему (не общие), как например, украшения, одежда или посуда, становились нечистыми после смерти своего обладателя. От таких вещей избавлялись. Даже существовал обычай раздавать «скверные» вещи нищим рядом с церковью, не цыганам, которые не боялись подобных примет с участием «нечистых» вещей. Еще личное добро умершего сжигалось или закапывалось. Другая часть подобного цыганского имущества хоронилась вместе с самим умершим. В наши дни, просто все личные вещи умершего спускаются вместе с гробом под землю.
Реже считалось, что «нечистыми» становились ближайшие родственники умершего. Такие должны были есть из отдельной утвари, не дотрагиваться до вещей, которыми им предстояло пользоваться впредь, и не прикасаться к остальным людям. Со временем «скверна» сходила с них сама собой, и они признавались остальными членами общины.
Покойников цыгане закапывали в гробу или сжигали. Позже цыгане стали считать неуважительным дать праху их близких просто растаять в земле или развеяться по воздуху. Поэтому могилы стали со временем укреплять, обкладывать камнем, расширять и складывать туда вещи, которые ранее отдавали нищим. Причиной этому послужило мнение о том, что в дальнейшем этих вещей могли бы по незнанию коснуться цыгане.
В наши дни широкое распространение обрел обычай заказывать портреты на надгробные плиты, порой роскошные. Это одно из выражений почета к предкам. У цыган оно доходит до крайностей.

Возврат к списку