Палитра жизни в нарядах смерти

Палитра жизни в нарядах смерти

10 Марта 2016 Издревле подход к тому, как должна выглядеть похоронная или траурная одежда складывался во многом из обычаев, верований и традиций каждого народа. Материал, из которого она изготавливалась, способ изготовления, цвета и покрой имели свой отличительный характер и, как, модно говорить в наше время - стиль. Хотя сейчас, на улицах нередко встречаются молодые люди, приверженцы современных мод и течений, выглядящие так, что зачастую их можно принять за работников кладбища или контор предоставляющих ритуальные услуги. Но такова мода, и с этим ничего не поделаешь.

На нашей родине, с давних времен сохранился обычай заблаговременно заготавливать похоронную одежду. Одежда такая, зачастую изготавливалась из холстяного материала, и шилась с соблюдение строгих правил. При шитье нельзя было завязывать узлы, а шить можно было лишь стежками вперед. Иногда в качестве застежек применяли завязки. Широко был распространен обычай, хоронить в той одежде, в которой проходило венчание при жизни. Фасон такой одежды, как правило, был старинный, соответствующий времени жизни покойного.

Благодаря большому количеству раскопок, погребальных захоронений и памятников, изображению и описанию погребений, можно сложить достоверное представление об одежде, используемой в похоронных обрядах. Во многом, в древних временах погребальные одежды играли роль своеобразных оберегов, как для покойника, так и для живых людей.  Умерший был защищен от злых сил, а живые – от возвращения умершего в мир живых. Погребальные костюмы женщин и мужчин имели много интересных особенностей, характеризовавших культуру и обычаи наших предков.

В женский погребальный костюм могли входить различные украшения и символические предметы. Каждая деталь костюма, сопровождалась своими особенностями. Голову могли украшать венчики, височные кольца, специальные покрывала. Грудь украшалась всевозможными пуговицами, фибулами, бубенчиками, а ворот такой одежды ушивался бусами. Бусы делались из  разного материала: из стекла, или же стекла с позолотой, глины, и могли быть разного размера. Руки в женском погребальном костюме, украшались перстнями и браслетами. Зачастую браслетами украшалась лишь одна рука. Иногда и обе руки умершего могли быть украшены браслетами. В таких случаях, браслеты служили не только в качестве украшений, но и для фиксации рукавов костюма на запястье усопшего. В тех костюмах, в которых присутствовала поясная часть, могли подвешиваться замысловатые привески или ножи. В ряде случаев использовались наплечные покрывала, а костюм имел форму сарафана. Плечи, также как и в случае с поясами, украшались ножами и всевозможными привесками. С течением времени во внешнем виде костюмов стали проявляться традиции соседствующих народов. Так, в распашной одежде применялись накидки, с украшениями в виде бронзовых нашивок или расшитых бронзовыми украшениями.

Мужская погребальная одежда, главным образом отличалась меньшим количеством украшений. Зато в нем присутствовало много особенностей свойственных мужчине. В состав костюма очень часто входили предметы, используемые в повседневной жизни: кошельки, огнива, ножи, кресала и т.д. Они прикреплялись к костюму и становились его неотъемлемым атрибутом. Но все же, главной частью поясного отделения костюма, были нож и кошелек. Пояс имел специальные кольца, к которым прикреплялись предметы украшений. Сам пояс был расшит нашивными орнаментами, с прикрепленной бляшкой. Пуговицы и фибулы в костюмах считались предметами особой ценности. Располагаться они могли на плечах, вороте рубахи или поясе.О типах обуви, которые использовались в погребальных костюмах известно очень немного.

Траурный цвет одежды,которой облачаются близкие усопшего, во все времена также был разным среди разных народов. У древних Эллинов это был серый и коричневый цвет, так как такой цвет был прямой ассоциацией с владыкой подземного царства мертвых Аидом. На территории современной Европы в трауре преобладает черный цвет, в то время как, во многих государствах мира, траурным считается белый цвет. В Африке, например, в коренных племенах, умершего обмазывают белой глиной. Делают это родственники и близкие умершего. Ношение белого цвета, как траурного, даже в современном мире основывается во многом на обычаях и мифах прошлого. В Англии, белый цвет распространен из-за обычая королевы,облачаться в белое, когда её муж уходит из жизни. В северных народах, белый цвет отождествляется с холодом и морозом, а соответственно и с самой смертью по их поверьям. В Индии же облачаются в белый цвет, в большей степени не из-за траура, а из радости. По Индийской религии, после смерти человека, душа перерождается и получает новую жизнь. Скифы считали траурным цветом желтый и серый, а впоследствии, благодаря специфической церемонии прощания, цвет траурной одежды стал белым с красной вышивкой. Траурная церемония и оплакивание у скифов сопровождались весьма кровавыми обычаями. В процессе оплакивания, нередко они отсекали себе мочки ушей или край носа.

На самом деле, черный цвет стал траурным не без причины. Более семи веков назад, территории Азии и Европы подверглись невиданной доселе эпидемии бубонной чумы, получившей название «Черная смерть». Умершие от этой страшной болезни, после смерти, приобретали черный оттенок. Люди, облачаясь в  такой же черный цвет, верили, что смогут спрятаться от «Черной смерти», и тогда она пройдет мимо, не заметив их.

Возврат к списку